Организация мониторинга здоровья учащихся старших классов

E-mail Печать PDF

Организация мониторинга здоровья учащихся старших классов

Индивидуальные психофизиологические особенности учащихся старшего школьного возраста

E-mail Печать PDF

Индивидуальные психофизиологические особенности учащихся старшего школьного возраста

«Формирование у обучающихся, воспитанников культуры здорового и безопасного образа жизни и соответствующих поведенческих стереотипов как результат освоения основных общеобразовательных программ»

E-mail Печать PDF

Сетевая консультация

Лопуга В.Ф. доцент кафедры здоровьесберегающих технологий, к.п.н., директор центра психолого-валеологического образования АКИПКРО

Лопуга Е.В., доцент кафедры здоровьесберегающих технологий АКИПКРО

 

e-mail: valeo@akipkro.ru

 

Вопросы для консультации:

1. Какие требования предъявляет ФГОС к результатам обучения с позиций формирования здоровья и здорового образа жизни?

2. Какие компоненты включает в себя здоровый образ жизни учащихся?

3. Какие показатели характеризуют состояние здоровья учащихся и его возможную динамику в процессе обучения?

4. Каким образом возможно отслеживать или фиксировать динамику личных достижений учащихся в области здоровья и здорового образа жизни?

1. Какие требования предъявляет ФГОС к результатам обучения с позиций формирования здоровья и здорового образа жизни?

Как указано в ФГОС НОО и ООО, требования к результатам освоения основной образовательной программы содержат описание целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций выпускника определенной ступени общего образования.

Выделяют три основных группы результатов обучающихся: личностные, метапредметные и предметные. Личностные результаты связаны в основном с реализацией программы воспитания обучающихся, предметные и метапредметные – с освоением содержания образования в базисных программах и в программе формирования универсальных учебных действий.

Применительно к целям формирования у обучающихся, воспитанников культуры здорового и безопасного образа жизни и соответствующих поведенческих стереотипов, эти требования могут быть сформированы следующим образом.

К личностным результатам обучающихся относятся готовность и способность обучающихся к саморазвитию в сфере здоровья и безопасности, сформированность мотивации к учению и познанию закономерностей, формирования и сохранения здоровья человека, ценностно-смысловые установки на здоровый и безопасный образ жизни, активная позиция в отношении сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих, социальная компетентность в отношении профилактики опасностей для жизни и здоровья, личностные качества, определяющие культуру здорового и безопасного образа жизни.

К метапредметным результатам относятся освоенные обучающихся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов универсальные способы деятельности (познавательные, регулятивные и коммуникативные), позволяющие сохранять здоровье в процессе обучения и других видах деятельности. К метапредметным результатам также относятся межпредметные понятия, формирующие целостное представление о человеке, его здоровье, культуре здорового и безопасного образа жизни, нормах поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, как фактора, способствующего развитию ребенка и достижению планируемых результатов общего образования.

К предметным результатам обучающихся относятся освоенный обучающимися в ходе изучения отдельного учебного предмета опыт специфической для данного учебного предмета деятельности по получению нового знания в области культуры здорового и безопасного образа жизни, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания сфере здоровья и безопасности, лежащая в основе современной научной картины мира.

Применительно к школьнику, здоровый и безопасный образ жизни – осознанная деятельность, обеспечивающая здоровое и безопасное существование и успешное развитие обучающегося в условиях семьи, школы и социума.

В состав здорового и безопасного образа жизни входят:

  • здоровое питание;
  • адекватная физическая активность;
  • рациональный режим труда и отдыха;
  • отсутствие вредных привычек и противодействие вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, других веществ;
  • соблюдение правил личной и школьной гигиены;
  • медицинская активность;
  • безопасное поведение, способствующее предотвращению отрицательных влияний на здоровье факторов микро- и макросреды среды.

Перечень знаний, умений, навыков в сфере здорового питания.

Обучающийся знает: основные принципы здорового питания (рацион и режим питания); основы гигиены питания; основные правила приготовления и хранения пищи с учетом гигиенических требований.

Обучающийся умеет: определить качество продуктов (отличить доброкачественные от испорченных); составить рацион, меню, приготовить и сохранить пищу в домашних и полевых условиях.

Обучающийся владеет: навыками гигиены приготовления, хранения и культуры приема пищи.

Перечень знаний, умений, навыков в сфере физической активности.

Обучающийся знает: роль физической культуры в формировании здорового и безопасного образа жизни личности и общества; закономерности, факторы и показатели физического развития, взаимосвязь физического и психического развития; средства и методы физической культуры, формы урочных, неурочных и самостоятельных занятий физическими упражнениями; содержание, направленность, характеристика развивающей и оздоровительной эффективности различных систем физических упражнений; роль физических упражнений в профилактике и лечении заболеваний, в восстановлении утраченных функций организма, правила безопасности и оказания первой медицинской помощи на занятиях физической культурой и спортом.

Обучающийся умеет: оценивать индивидуальное физическое развитие, осанку, функциональное состояние организма, физическую работоспособность и двигательную подготовленность; определять дозировку физической нагрузки, направленность воздействий и эффективность физических упражнений; составлять индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности; планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий; выполнять приемы закаливания и самомассажа; правильно экипироваться, использовать спортивный инвентарь и оборудование и взаимодействовать на занятиях физической культурой; проводить самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями и спортом; предупреждать и принимать меры профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах.

Обучающийся владеет: использованием оптимальных двигательных режимов и способностью выполнять упражнения, характеризующие уровень физического развития.

Перечень знаний, умений, навыков в сфере режима труда и отдыха.

Обучающийся знает: физиологические основы режима труда и отдыха, признаки утомления и переутомления, основные принципы составления режима дня.

Обучающийся умеет: предупреждать переутомление, распознавать его признаки и устранять их; применять рекомендуемый медицинским работником режим дня; самостоятельно составлять режим и изменять его в зависимости от периодов учебы, еженедельного и ежегодного отдыха.

Обучающийся владеет: навыками контроля за выполнением режима дня.

Перечень знаний, умений, навыков в сфере профилактики вредных привычек.

Обучающийся знает: основные факторы риска для здоровья детей, виды вредных привычек (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, другие вещества, игромания) и их влияние на организм, способы профилактики вредных привычек и борьбы с ними.

Обучающийся умеет: распознавать признаки наличия вредных привычек среди окружающих и объяснять их вред.

Обучающийся владеет: навыками противостояния и мотивированного отказа от предложений, связанных с употреблением пива, алкоголя, курения, токсических и наркотических веществ; владеет здоровьесберегающими технологиями работы на компьютере.

Перечень знаний, умений, навыков в сфере соблюдения правил школьной и личной гигиены.

Обучающийся знает: основные правила школьной гигиены, основные правила личной гигиены (в том числе гигиены пола), особенности своей кожи и волос, правила гигиены зрения, позвоночника, требования к гигиеническим принадлежностям, основные заболевания, связанные с нарушением правил личной и школьной гигиены.

Обучающийся умеет: соблюдать основные правила гигиены полости рта, гигиены тела, волос, ногтей, интимной гигиены; выбирать средства гигиены, в зависимости от особенностей своей кожи и волос, соблюдать основные гигиенические правила на уроке, перемене.

Обучающийся владеет: техникой ухода за полостью рта, техникой ежедневных и еженедельных гигиенических процедур, методами профилактики заболеваний, связанных с нарушением правил личной гигиены; методами профилактики заболеваний органов слуха, зрения и позвоночника.

Перечень знаний, умений, навыков в сфере медицинской активности.

Обучающийся знает: элементарные методы оценки собственного здоровья, основные виды заболеваний (в т.ч. заболевания, связанные с обучением, нездоровым образом жизни, инфекционные заболевания, заболевания, передающиеся преимущественно половым путем), их причины и пути их профилактики; правила поведения при возникновении заболеваний (особенно инфекционных заболеваний); правила потребления медицинских и фармацевтических услуг (правила посещения и вызова врача, в том числе с профилактической целью; правила общения с медицинскими работниками; правила приема медицинских процедур в условиях лечебного учреждения и дома, правила приобретения лекарств); правила обращения с больными людьми и инвалидами, способы оказания первой медицинской помощи.

Обучающийся умеет: оценить и описать состояние собственного здоровья и жалобы, безбоязненно общаться с медицинским работником, распознавать признаки заболеваний, опасных для окружающих, осуществлять уход за больными людьми и оказывать первую медицинскую помощь.

Обучающийся владеет: методами оценки собственного здоровья, навыками поведения при посещении лечебного учреждения и приеме медицинских процедур; навыками общего ухода за больными, оказания первой медицинской помощи и поведения при возникновении признаков заболеваний у себя и окружающих.

Перечень знаний, умений, навыков в сфере безопасного поведения, способствующего предотвращению отрицательных влияний на здоровье факторов микро- и макросреды среды.

Обучающийся знает: о роли безопасности в сохранении собственной жизни, выполнении социальных функций и созидательной жизнедеятельности общества; о глобальных, национальных, региональных, локальных проблемах безопасности человека и общества; классификацию и основные последствия чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; организацию и нормативную базу в области обеспечения безопасности в РФ, имеющийся опыт и возможности использования различных средств обеспечения безопасной жизнедеятельности, правила безопасного поведения при опасных и чрезвычайных ситуациях техногенного, социального, природного характера, основы самообороны.

Обучающийся умеет: предвидеть возможные опасные ситуации техногенного, социального и природного характера; принимать решения и проектировать свое поведение по действиям в случае возникновения опасных ситуаций; ориентироваться на местности, пользоваться первичными средствами пожаротушения, применять меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях и туризме, быть безопасным участником дорожного движения; пользоваться средствами коллективной, индивидуальной защиты и самозащиты, действовать по сигналу «Внимание всем»,   получать помощь окружающих людей в обеспечении безопасности и самому оказывать её.

Обучающийся владеет: алгоритмом минимизации, преодоления и ликвидации последствий вредных и опасных факторов жизнедеятельности; навыками поведения в случае возникновения опасных ситуаций в школе, дома, на улице; соблюдением правил дорожного движения, пожарной безопасности, поведения на водоемах; навыками использования компаса и карты, средств индивидуальной защиты; формами обмена опытом безопасного поведения.

Перечень знаний, умений, навыков в сфере здорового и безопасного образа жизни, которыми должны овладеть обучающиеся воспитанники в процессе освоения основных общеобразовательных программ формируется в процессе учебной и внеучебной деятельности на всех этапах основного образования.

2. Какие компоненты включает в себя здоровый образ жизни учащихся?

Культура здорового и безопасного образа жизни школьника представляет собой совокупность реализуемых на практике ценностных ориентаций, представлений, морально-нравственных установок, личностных качеств, определяющих здоровьесберегающий и безопасный стиль поведения учащегося. Другими словами, культура здорового и безопасного образа жизни школьника – это готовность к реализации опыта обучающегося в сфере здоровьесбережения

Основными компонентами культуры здорового и безопасного образа жизни являются: установки (ценностно - мотивационный компонент); знания (когнитивный компонент), умения и навыки (деятельностный компонент), способность к самопознанию и самосовершенствованию (рефлексивный компонент) и способность к созданию собственных форм здоровой жизнедеятельности (креативный компонент).

Ценностно-мотивационный компонент составляют ценности и мотивы безопасного и здоровьесберегающего поведения, потребность соблюдать основы здорового и безопасного, служить наглядным примером здоровьеформирующего поведения для окружающих, а также позитивное отношение к деятельности в сфере охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности. Он включает систему ценностных установок на постоянное развитие и образование в области культуры здорового и безопасного образа жизни.

Когнитивный компонент формируется за счет знаний о человеке, его организме, окружающей среде (природной, микро- и макросоциальной) и представлений о здоровье, факторах риска, профилактике заболеваний   и культуре здорового и безопасного образа жизни. Этот компонент характеризуется степенью владения и умением оперировать основными понятиями, категориями в области культуры здорового и безопасного образа жизни.

Деятельностный компонент оценивается по реализации элементов здоровьесберегающего и безопасного поведения на практике. Содержание деятельностного компонента составляют умения и навыки в области культуры здорового и безопасного образа жизни.

Рефлексивный компонент характеризуется способностью оценивать себя, как субъекта здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности, владением методами самооценки, самоконтроля и самокоррекции образа жизни.

Креативный компонент – способность к активной, творческой деятельности в сфере здорового и безопасного образа жизни, составлению и реализации собственных программ сохранения и укрепления здоровья.

Высокий уровень сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни характеризуется гармоничным развитием всех её компонентов, обеспечивающих здоровьесберегающее и безопасное поведение ребенка. У школьников выражены ответственное отношение к сохранению собственного здоровья и жизни, здоровья и жизни окружающих, постоянный интерес и мотивация к изучению вопросов здорового и безопасного образа жизни. Присутствует динамичная система знаний по вопросам здоровья и безопасности, логически взаимосвязанная с системами социальных, психологических и гуманитарных знаний. Сформирован комплекс умений и навыков высокопродуктивной деятельности и самоконтроля в сфере формирования здорового и безопасного образа жизни. Школьники, имеющие высокий уровень культуры здоровья, проявляют инициативу и принимают активное участие в здоровьесберегающем воспитательно-образовательном процессе, способны к продуктивной творческой, научно-исследовательской деятельности по данному направлению.

Средний уровень сформированности культуры здоровья позволяет школьнику выполнять большинство стандартных требований в сфере здоровьесбережения и безопасности в образовательном процессе. Ценности здорового и безопасного образа жизни сформированы наряду с ценностями другого порядка, ответственное отношение к сохранению собственного здоровья и жизни, здоровья и жизни окружающих проявляется не всегда. Мотивация к деятельности в области здоровьесбережения и безопасности носит чаще прагматический характер. Отмечается преобладание периодического интереса к проблемам здорового и безопасного образа жизни, владение знаниями, умениями и навыками сохранения здоровья и безопасности, среднепродуктивная деятельность по данному направлению.

Низкийуровень сформированности культуры здоровья характеризуется преимущественно начальной степенью развития ее компонентов, преобладанием ситуативного интереса к проблемам здорового образа жизни. Отмечаются фрагментарные, узкоприкладные знания в области здоровья, не развитые: самоорганизация, самоконтроль и самооценка. Школьники этого уровня культуры здоровья могут признавать важность проблемы формирования здорового и безопасного образа жизни, но не проявляют собственной активности в этом процессе.

3. Какие показатели характеризуют состояние здоровья учащихся и его возможную динамику в процессе обучения?

В области комплексной медико-психого-педагогической диагностики здоровья до настоящего времени единая научно-методологическая база не достаточно разработана. Это связано, в том числе, и с нечеткостью понятий социального и психологического здоровья, а также со сложностью интегрированной оценки этих показателей. В соответствии с концепцией ВОЗ, принято говорить о здоровье как физическом, психическом и социальном благополучии, что соответствует представлению о физическом, психическом и социальном здоровье. На практике используются и более детальные классификации. Так, внутри физического здоровья выделяют: соматическое, репродуктивное, генетическое; внутри психического - душевное, духовно-нравственное, психологическое и т.д.

Динамика комплекса показателей, характеризующих здоровье, уровень культуры здорового и безопасного образа жизни, наличие соответствующих поведенческих стереотипов, установку на здоровый образ жизни обучающихся оценивается на трех ступенях общего образования (таблица 1).

№ п/п

Компоненты здоровья и показатели культуры здорового и безопасного образа жизни

Ступени общего образования

Начальное общее

Основное   общее

Среднее (полное) общее

1.

Нравственное здоровье и культура здоровьесберегающего поведения

Осознание ценностей жизни, здоровья и безопасности своей и окружающих.

Интерес к здоровьесберегающей деятельности.

Четко сформированные ценности собственной жизни, здоровья и безопасности.

Развитая мотивация к здоровому и безопасному образу жизни.

Наличие системы ценностей жизни, здоровья и безопасности своей и окружающих.

Сформированная установка на здоровый и безопасный образ жизни.

2.

Психическое (включая психологическое) здоровье и   культура здоровьесберегающего поведения

Соответствие уровня психического развития и психологических   характеристик, требованиям начального образования.

Отсутствие проблем адаптации к условиям школьного обучения и к коллективу

Соответствие уровня психического развития и психологических характеристик

требованиям основного образования.

Отсутствие проблем адаптации к условиям предметного обучения и к коллективу

Соответствие уровня психического развития и психологических характеристик требованиям среднего образования. Отсутствие проблем адаптации к условиям обучения и к коллективу

3.

Соматическое здоровье и культура здоровьесберегающего поведения

Соответствие показателей здоровья возрастным нормам и требованиям начальной школы.

Гигиенические и медицинские знания и умения. Гигиенические навыки.

Соответствие показателей здоровья возрастным нормам и требованиям средней школы.

Комплекс гигиенических и медицинских знаний,   умений,   навыков и полезных привычек.

Соответствие показателей здоровья возрастным нормам и требованиям старшей школы.

Сформированный стереотип здоровьесберегающего поведения.

4.

Физическое здоровье и физическая культура личности

Соответствие показателей физического развития и физической подготовленности возрастным нормам и требованиям начальной школы.

Соответствие показателей физического развития и физической подготовленности возрастным нормам и требованиям средней школы.

Соответствие показателей физического развития и физической подготовленности возрастным нормам и требованиям старшей школы.

5.

Социальное здоровье и культура безопасности

Знания, умения в области безопасности.

Комплекс знаний,   умений,   навыков в области безопасности.

Сформированный стереотип безопасного поведения.

6.

Интегральный показатель культуры здорового и безопасного образа жизни

Реализуемые на практике ценностные ориентации, представления, морально-нравственные установки,   личностные качества, определяющие здоровьесберегающий и безопасный стиль поведения учащегося на этапе адаптации к школьному обучению

Реализуемые на практике ценностные ориентации, представления, морально-нравственные установки,   личностные качества, определяющие здоровьесберегающий и безопасный стиль поведения учащегося на этапе адаптации к предметному обучению

Реализуемые на практике ценностные ориентации, представления,   морально-нравственные установки,     личностные качества, определяющие здоровьесберегающий и безопасный стиль поведения учащегося в условиях старшей школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применительно к комплексной медико-психого-педагогической диагностике здоровья, помимо общепринятой диагностики физического соматического и психического здоровья важным является оценка нравственного, психологического, и социального критериев. Каждый из компонентов здоровья зависит от уровня культуры здорового и безопасного образа жизни в целом, и конкретно от выраженности развития определенного её компонента. Так, нравственному, психическому и соматическому здоровью способствует   культура здоровьесберегающего поведения. Физическое здоровье напрямую зависит от развития физической культуры личности. Формирование культуры безопасности способствует сохранению социального здоровья.

Показатели оценки нравственного здоровья включают: систему гуманистических целей и ценностей жизни, включающих здоровье и безопасность; морально-нравственные и правовые ориентации; мотивационные установки на здоровье и здоровый и безопасный образ жизни; проявление активной жизненной позиции; высокую мотивацию достижений и успеха в творческой самореализации в сфере здоровья и безопасности.

Психическое (включая социально-психологическое) оценивается по соответствию уровня психического развития и психологических характеристик возрастным параметрам и требованиям определенной ступени обучения. Важным показателем здесь является отсутствие проблем адаптации к условиям обучения, педагогу, одноклассникам и школе в целом.

Психологические показатели имеют эмоциональную и интеллектуальную составляющие, которые выражаются в следующих параметрах: развитие психических процессов (внимание, память, мышление); состояние эмоционально-волевой сферы (уровень тревожности, самооценки, саморегуляции, устойчивости к нагрузкам, эмоционально-поведенческие реакции); выраженность позитивного мышления; способность к рефлексии, творчеству; характерологические особенности личности (характер; направленность личности; нейротизм).

Показателями адаптации и интеграции школьника в социум являются: показатели адаптации к определенной ступени обучения; уровень школьной мотивации, желание посещать школу; уровень школьной тревожности; психологический микроклимат; социальный статус школьника

Физическое здоровье диагностируется по соответствию показателей физического развития и физической подготовленности возрастным нормам и требованиям каждой ступени образования.

Социальное здоровье определяется по уровню знаний, умений навыков в сфере безопасности и степени сформированности стереотипа безопасного поведения.

4. Каким образом возможно отслеживать или фиксировать динамику личных достижений учащихся в области здоровья и здорового образа жизни?

«Карта личных достижений обучающихся, воспитанников по формированию здорового образа жизни, физическому развитию» является инструментом, позволяющим: оценивать личностное развитие школьника по данному направлению, формировать навыки целеполагания и самооценки школьника, информировать родителей о достижениях ребенка в сфере ЗОЖ.

Как вариант «Карты личных достижений обучающихся, воспитанников по формированию здорового образа жизни, физическому развитию» можно рассматривать тематическое портфолио школьников. Портфолио это – папка индивидуальных достижений обучающегося, содержащая образцы и продукты учебно-познавательной деятельности школьника, информационные материалы из внешних источников, предназначенные для оценки уровня образованности данного ученика. Основное содержание портфолио может включать: данные медицинских и психолого-педагогических исследований, контрольные и творческие работы ученика, данные успеваемости, результаты государственной итоговой аттестации, результаты участия в олимпиадах и конкурсах, освоенные элективные курсы и программы дополнительного образования, перечень и оценку творческих работ, данные об участии во внеучебных мероприятиях, лист оценок и комментарии учителя по работам ученика.

«Карта личных достижений обучающихся, воспитанников по формированию здорового образа жизни, физическому развитию» может иметь следующую структуру: раздел паспортных данных, раздел целеполагания и проектирования, раздел рефлексивной оценки, раздел внешней оценки, раздел объективной информации, документальный раздел.

Диагностика сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни включает выявление уровня развития отдельных её компонентов и интегрального (обобщающего) показателя.Основные методы диагностики можно разделить на две группы: педагогические и психологические.

Педагогические методы используются преимущественно для диагностики когнитивного и деятельностного компонентов (степень обученности школьников основам знаний об организме человека и его индивидуально-типологических особенностях и возможностях; степень обученности учащихся практическим умениям и навыкам, необходимым для обеспечения, поддержания и укрепления здоровья; уровень сформированности системного мировоззрения учащихся в вопросах становления, поддержания и укрепления здоровья). В числе педагогических методов могут быть использованы: наблюдение; опрос; анкетирование; анализ результатов деятельности школьника.

Психологические методы применяются в основном для диагностики ценностно-мотивационного компонента (установка на приоритет здоровья, лично мотивированное отношение школьников к проблеме здорового образа жизни; уровень выраженности наличия побуждения школьников к самопознанию и самосовершенствованию и создание собственных форм здоровой жизнедеятельности). Рефлексивный и креативный компоненты могут оцениваться параллельно с любым из вышеуказанных компонентов как педагогическими, так и психологическими методами.

В настоящее время существует много диагностических методик, которые используются в практике педагогов, школьных психологов и медицинских работников школ (приложения). Состав диагностических комплексов формирования культуры здоровья и безопасности может определяться школой в зависимости от конкретных условий реализации ООП. Помимо специализированных анкет по изучению формирования культуру здорового и безопасного образа жизни, необходимо использовать и методы оценки нравственного потенциала личности обучающегося (тест Н.Е. Щурковой для определения нравственной направленности личности «Размышляем о жизненном опыте», методики Б.П. Битинаса и М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся, анкета «Ценностные ориентиры и др.). Обязательным компонентом данных комплексов также должны быть специализированные тестовые задания, рекомендованные к применению органами управления образования соответствующего уровня [Сибирцова Г.Н., 2008].

Комплексная методика диагностики культуры здорового и безопасного образа жизни имеет единые блоки, имеющие свою специфику для каждой ступени образования. В качестве стартовых возможностей оценивается уровень культуры здоровья и безопасности учеников первого класса.

Интегральный уровень развития культуры здорового и безопасного образа жизни оценивается по трем уровням: высокому, среднему и низкому.

Заключение по уровню развития культуры здоровья и безопасности. Каждый показатель высокого уровня оценивается в 3 балла, среднего в 2 балла, низкого в 1 балл. Итоговая оценка культуры здоровья и безопасности в целом определяется по сумме всех баллов. Наличие вредных привычек при любом количестве общих баллов – низкий общий уровень культуры здоровья и безопасности; вероятность вредных привычек при любом количестве общих баллов – средний общий уровень культуры здоровья.

Разница баллов максимального и минимального уровней развития культуры здорового и безопасного образа жизни берется равной 100%. Суммарные баллы, вошедшие в интервал от 100 до 90% соответствуют высокому уровню; в интервал от 89 до 65 % - среднему и ниже 65% - низкому уровню.

Критерии культуры здорового и безопасного образа жизни школьников включают: критерии культуры здоровьесберегающего поведения; критерии физической культуры личности; критерии культуры безопасности.

Профилактика нарушения зрения у детей

E-mail Печать PDF

Условия создания зрительной здоровьесберегающей среды

в общеобразовательных учреждениях

Лопуга Елена Владимировна,

доцент кафедры здоровьесберегающих технологий

КГБОУ ДПО АКИПКРО

e-mail: valeo@akipkro.ru

Вопросы, поступившие на консультацию:

1. Что включает в себя подход по созданию зрительной среды в школе?

2. Какие направления деятельности включает программа здоровьесберегающей деятельности?

3. Какие технологии можно использовать для профилактики нарушения зрения у детей?

За последние годы обследование здоровья школьников показало, что процент здоровых детей, которых можно условно отнести к I группе здоровья, резко уменьшился. Данные медицинской статистики говорят о том, что увеличивается процент больных детей – выпускников общеобразовательных школ. Всё это наводит на мысль, что сам образовательный процесс, в части его организации, является фактором, разрушающим здоровье учащихся. На современном этапе необходимо создавать здоровьесберегающую среду образовательного процесса, которая поможет педагогам, родителям и ребёнку сохранить и укрепить здоровье.

Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире – пожалуй, одной из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи и одновременно оно является комплексной проблемой здоровья детей.

1. Что включает в себя подход по созданию зрительной среды в школе?

Создание здоровьесохраняющей среды в школе включает в себя формирование культуры здоровья педагогов, детей и их родителей и организацию условий обучения без вреда здоровью. Её основной задачей является такая организация режима труда и отдыха детей, создание таких условий для работы, которые бы обеспечили высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволили бы отодвинуть утомление и избежать переутомления.

По результатам обследования состояния здоровья школьников, нарушения зрения занимают одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растёт количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением. Наличие широкой распространённости зрительных нарушений среди детей обуславливает необходимость повышения уровня компетентности педагогов образовательных учреждений общего назначения по вопросам развития и охраны зрения.

2. Какие направления деятельности включает программа здоровьесберегающей деятельности?

Основными направлениями работы школ по созданию зрительной здоровьесберегающей среды для школьников, находящихся в условиях общеобразовательного учреждения должны стать:

I. Знание особенностей детей с нарушенным зрением.

Эти особенности выражаются в трудностях усвоения программного материала, несформированности таких важных качеств личности, как самостоятельность, находчивость, сообразительность и снижение познавательного интереса. При сниженном зрении у детей наблюдается повышенная утомляемость, что в свою очередь, отрицательно сказывается на их работоспособности.

II. Обеспечение и соблюдение санитарно–гигиенических условий.

К числу этих условий относятся:

  1. Соблюдение нормативов освещённости

согласно СанПин 2.4.2. 1178 – 10 (для школ),

Свет должен быть всегда мягким, не раздражающим, но равномерно освещающим рабочую поверхность (книга, тетрадь). Источник света нужно располагать спереди и слева. В целях повышения работоспособности рекомендуется наряду с повышением искусственной освещённости окрашивать классные комнаты и другие учебные помещения в светлые матовые тона (светло–зелёный, молочный, серовато–голубой и др.). Целесообразно размещать учащихся ближе к источнику естественного света, следить за тем, чтобы дети носили предписанные им врачом очки.

  1. Соблюдение режима зрительной нагрузки.

Смена зрительной работы на близком и далёком расстоянии, чередование зрительной нагрузки с отдыхом для глаз. Важно помнить, что любое зрительное упражнение: чтение, письмо, рисование, сборка конструктора, должно чередоваться с активным отдыхом, то есть переключением на физические упражнения. Длительность зрительной работы не должна превышать 15 минут.

  1. Контроль над посадкой ребёнка.

Поза ученика во время уроков не должна оказывать негативного влияния на его осанку. Оптимальное расстояние до наглядного материала для индивидуальной работы должно быть не менее 20–30 сантиметров. Столы и стулья должны строго соответствовать росту ребёнка. Ноги ребёнка должны всей ступнёй стоять на полу или подставке, а не висеть. При этом угол между туловищем и бёдрами, а также между бедром и голенью должен быть прямым.

  1. Обеспечение эффективности восприятия материала.

В целях рационального использования и развития зрения необходимо создать условия, обеспечивающие наиболее эффективное восприятие иллюстративных средств наглядности. К этим условиям относятся: яркость, контрастность, чёткость воспринимаемых изображений. Условием для полного и точного восприятия демонстрируемого материала является выбор адекватного фона (классные доски зелёного цвета, подсветка в верхней части доски).

  1. Рациональное питание.

В организм человека должно поступать достаточное количество витаминов, способствующих улучшению зрения:

-  витамин А:морковь, томаты, петрушка, зелень, морские продукты, семечки подсолнуха, пивные дрожжи;

-  витамин С: капуста, сладкий перец, цитрусовые, все ягоды, лук, помидоры, яблоки;

витамин В1: орехи, цельное зерно, пивные дрожжи, мёд;

витамин В2: зелёные листовые овощи, яблоки, пивные дрожжи, пшеничные зёрна, полированный рис;

витамин В6: капуста, яичный желток, рыба, пшеничные зёрна;

витамин   В12: виноград, виноградный сок, яичный желток, черника и её сок, финики, петрушка, чернослив, абрикосы;

Калий для мягких тканей то же самое, что кальций для костей. Плохое зрение может быть прямой причиной недостатка калия в организме. Поэтому каждое утро необходимо выпивать стакан воды с добавлением ложки мёда и ложки яблочного уксуса.

  1. Дыхательные упражнения.

Глаза нуждаются в большом количестве кислорода. 99% всех людей испытывают глазное кислородное голодание. Функция зрения ослабевает, глаза устают и недостаточно блестят. Любые физкультминутки должны включать упражнения на дыхание.

7. Организация работы с персональными компьютерами.

     Рекомендуемая длительность работы с ПЭВМ детей школьного возраста, связанная с фиксацией взора непосредственно на экране, на уроке не должна превышать:

  • для обучающихся в 1–4 классах – 15 минут
  • для обучающихся в 5–7 классах – 20 минут
  • для обучающихся в 8–9 классах – 25 минут
  • для обучающихся 10–11 классах на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором - 20 минут

Оптимальное количество занятий с использованием ПЭВМ для обучающихся в 1–4 классах составляет 1 урок, для обучающихся в 5–8 классах – 2 урока, обучающихся в 9–11 классах 2 урока.

При работе на ПЭВМ для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических упражнений

III. Обеспечение необходимого офтальмологического сопровождения.

По результатам оценки состояния зрения выявляются учащиеся с неблагоприятной динамикой показателей здоровья, анализируются причины этого явления и принимаются срочные мероприятия по коррекции.

IV. Формирование культуры здоровья родителей

Большое внимание должно уделяться работе с семьёй учащихся, по формированию культуры здоровья родителей: во–первых, для исключения психотравмирующих ситуаций, во–вторых, для формирования здорового образа жизни ребёнка. Необходимо организовывать совместные спортивные праздники, загородные прогулки. Во время родительских собраний рекомендуется проводить встречи, беседы со специалистами – медиками о профилактике заболеваний, соблюдении правильного режима дня и т.д.

Важнейшим направлением в деятельности общеобразовательного учреждения должно стать создание охранительного зрительного режима для детей. Так как 90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органа зрения. Глаз как орган заканчивает своё структурно–функциональное формирование лишь к 11–12 годам. В возрасте 6–7 лет, то есть к моменту начала школьного обучения, орган зрения ребёнка находится в стадии интенсивного развития.

3. Какие технологии можно использовать для профилактики нарушения зрения у детей?

Согласно разным теориям, одним из основных факторов возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки. По данным исследований В.Ф. Базарного, при напряжённых зрительных нагрузках формируется аномальный зрительно–двигательный стереотип, приводящий в будущем к миопии (близорукости). Близорукость у детей, по мнению ряда авторов, является вариантом адаптации зрительной системы к условиям чрезмерной нагрузки. Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи. Возникает близорукость, то есть глаз привыкает к работе на близких расстояниях (работа с книгой, тетрадью) и теряет способность к чёткому видению отдалённых предметов. Следовательно, существующие противоречия между физиологическими возможностями зрительного анализатора детей и общепринятыми технологиями школьного обучения способствуют массовому возникновению зрительных расстройств. Выход из создавшейся ситуации видится нам в необходимости расширения зрительно–пространственной активности в процессе урока.

Частные методики укрепления мышц глаз и коррекции зрения

Еще в древние гимнастические системы входили упражнения в виде разнообразных движений глазами, активизирующие кровообраще­ние в области глаз и мозга. После этих упражнений люди чувствуют себя значительно бодрее, особенно хорошо они снимают умственное утомление. В основе такого положительного эффекта определенные функциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов мозга. Эти упражнения помогают укрепить окологлазные мышцы, сохранить упругость кожи век, задержать ее старе­ние, улучшить зрение. Увеличение потока информации в течение рабо­чего дня требует сегодня профилактических мини-пауз через каждые 1,5-2 часа для охраны зрения.

Мини-пауза для глаз состоит из следующих упражнений:

  1. Плотно закрывать и широко открывать глаза 4-6 подряд с интервалом 15 секунд в течение 2 мин.
  2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая го­ловы в течение 1 минуты.
  3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону 2 мин.

Упражнения выполнять сидя, повторяя каждое 3-4 раза с интер­валом 1 минута. Общая продолжительность занятий - 5-10 минут. Уп­ражнения 2 и 3 делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами. По окончании работы для снятия утомления глаз желательно выполнить полный комплекс глазодвигательной гимнастики.

Примерный комплекс гимнастики для глаз

  1. Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд. Затем открыть глаза на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. Укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения.
  2. Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 1-2 минут. Спо­собствует улучшению кровообращения.
  3. Выполняется стоя. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 се­кунды; поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз; перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд; опустить руку. Повторить 10-12 раз. Снижает утомле­ние аккомодационной мышцы и облегчает зрительную работу на близ­ком расстоянии.
  4. Выполняется сидя. Закрыть веки; массировать их с помощью круговых движений пальца (верхнее веко от носа к наружному краю глаза, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот). Про­должительность - 1 минута. Расслабляет мышцы и улучшает кровообраще­ние.
  5. Выполняется стоя:

а). Поставить палец правой руки по сред­ней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз;

б). Смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд;

в). Прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3-5 секунд;

г). Убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд;

д). Поставить палец левой руки по сред­ней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз;

е). Смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд;

ж). Прикрыть ладонью правой ру­ки правый глаз на 3-5 секунд;

з). Убрать ладонь, смотреть двумя гла­зами на конец пальца 3-5 секунд.

Повторить 5-6 раз. Способствует объединенной работе обоих глаз.

  1. Выполняется стоя. Голова неподвижна. Отвести полусогнутую правую руку в сторону; медленно передвигать палец справа налево и следить глазами за пальцем; то же в обратную сторону. Повторить 10-12 раз. Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координацию в горизонтальной плоскости.
  2. Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза; спустя 1-2 секунды снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
  3. Выполняется сидя. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 се­кунды; Перевести взгляд на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. Развивает способность длительно удерживать взгляд на близких предметах.
  4. Выполняется стоя. Голова неподвижна. Поднять полусогнутую правую руку вверх; Медленно передвигать палец сверху вниз и сле­дить за ним глазами; то же при движении пальца снизу вверх. Повто­рить 10-12 раз. Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координа­цию в вертикальной плоскости.
  5. Выполняется сидя. Голова неподвижна. Вытянуть полусогнутую руку вперед и вправо; Производить рукой на расстоянии 40-50 см от глаз медленные круговые движения по часовой стрелке и следить при этом глазами за концом пальца; то же при движении левой руки про­тив часовой стрелки. Повторить 3-6 раз. Развивает координацию слож­ных движений глаз и способствует укреплению вестибулярного аппа­рата.
  6. Выполняется стоя. Голова неподвижна. Поднять глаза вверх; опустить их книзу; повернуть глаза в правую сторону; повернуть глаза в левую сторону. Повторить 6-8 раз. Совершенствует сложные движения глаз.
  7. Выполняется сидя. Голова неподвижна. Поднять глаза кверху. Сделать ими круговые движения по часовой стрелке. Сделать круговые движения против часовой стрелки. Повторить 3-5 раз. Способствует разви­тию сложных движений глаз и повышает устойчивость вестибулярных реакций.
  8. Выполнятся сидя. Глаза закрыты. Голова неподвижна. Поднять глаза; повернуть глаза вправо; повернуть глаза влево. Повторить 6-8 раз. Развивает способность глазных мышц к статическому напряжению.
  9. Выполняется стоя. Ноги на ширине плеч. Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги. Поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты. Пов­торить 3-4 раза. Способствует улучшению координации движений глаз и головы.
  10. Выполняется стоя. Вытянуть руки вперед на ширину плеч и на уровне глаз; посмотреть в правый верхний угол комнаты; перевести взгляд на концы пальцев левой руки; посмотреть в левый верхний угол комнаты; перевести взгляд на концы пальцев правой руки. Повто­рить 3-4 раза. Развивает сложные координационные движения глаз.
  11. Выполняется стоя. Смотреть вдаль (на стену); мысленно разде­лить расстояние до стены на две равные части, наметить соответс­твующую точку и перевести взгляд на эту точку; мысленно разделить расстояние до точки пополам, наметить вторую точку и перевести на нее взгляд; мысленно разделить расстояние до второй точки пополам; наметить третью точку и перевести на нее взгляд. Повторить 8-10 раз. Развивает способность к оценке расстояний и координирует ра­боту внутренних и наружных мышц глаза.

Программа улучшения зрения

1.Стимуляция глаз с помощью холодной и горячей воды.

2.Специальные упражнения по глубокому дыханию, которые увеличивают поступление крови к глазу.

3.Упражнения для релаксации глаз, снимающие напряжение.

4.Питание, необходимое для здоровых глаз.

Если вы хотите, чтобы у вас было хорошее зрение вы должны хотя бы 20-30 минут в сутки для ухода за глазами.

Температурная стимуляция глаз

Возьмите два больших куска ткани. Один кусок опускается в горячую воду, другой в ледяную. Вынуть ткань из горячей воды и приложить на 2 минуты, плотно прижимая к глазам. Затем немедленно приложить к глазам на 1 минуту ткань, смоченную водой со льдом. Вытереть глаза.

Дыхание, стимулирующее приток крови к глазам

Открыть окно или выйти на свежий воздух, чтобы получить как можно больше кислорода. Затем глубоко вдохните, задержи­те, не вдыхая, согнитесь в талии и, чуть согнув, колени, опустите голо­ву, чтобы она была ниже уровня сердца. Теперь кровь, идет к голове и к глазам, удаляя токсины. Стоять в таком положении, считая до пяти. Через неделю вы сможете задерживать дыхание в те­чение 10 секунд. Делать ежедневно 10 таких дыхательных упражнений.

Расслабление мышц глаз

Основное в этой процедуре - получение света солнечных лучей. Идеально это делается на открытом воздухе или перед открытым окном, подставляя лицо лучам солнца. По возможности окно должно быть открытым.

Световая стимуляция глаз

Правила:

-не стимулировать солнцем оба глаза одновременно;

-не смотреть на солнце или лампу.

Сядьте удобно на стул с прямой спинкой. Держитесь прямо, не накло­няясь, ноги прочно поставьте на землю, не перекрещивая их и не кладя но­гу на ногу. Руки держите совершенно свободно. Прикройте левый глаз одной рукой, так, чтобы свет не проникал к нему. Дышите глубоко, покачивая голо­вой и моргая правым глазом на солнце до тех пор, пока можете быстро моргать и не чувствовать дискомфорта. Затем закройте рукой правый глаз и моргайте левым глазом. После всех морганий в глазах будут мелькать солнечные пятна. Прикройте оба глаза руками и немного дайте им отдох­нуть. Затем подставьте закрытые веками глаза солнцу. Сделайте эти упраж­нения 10 раз при солнце и 20 раз, если используете 150- ватную лампу.

Техника прикрывания глаз ладонями

Закройте оба глаза согнутыми ладонями, тыльная сторона которых опирается на скулы, а пальцы расположены на лбу. Ладони не должны ка­саться глаз. Если свет не проникает к глазам, то закройте их веками, но так, чтобы ни веки, ни брови, ни пальцы не были наряжены. Сядьте удобно за стол и положите подушку на колени. Держите позвоночник и шею прямо, не сгибая их. Если вам необходимо нагнуться к ладоням, то нагнитесь вперед в талии. Если все идет успешно, глаза будут испытывать чувство приятной темноты, свободной от света, серости и образов. Держать глаза в темноте необходимо 15 минут.

"Медвежьи" покачивания

Поставьте ноги удобно в стороны и начинайте покачивания подобно медведю из стороны в сторону. Покачивайте ритмично все тело, голову, глаза и руки сначала в одну сторону, затем в другую. Покачивайтесь в ритме вальса с одной ноги на другую. Предметы будут скользить пе­ред глазами, но не останавливайте на них взгляд, и вы почувствуете лег­кое головокружение. Смотрите не дальше своего носа.

Примерный комплекс упражнений для мышц глаз

Упражнения делаются стоя, расслабившись. Смотрите вперед.

1. Взгляните на потолок, не двигая головой или телом, затем переве­дите глаза к полу. Не торопитесь, но и не делайте упражнение слишком медленно.

2. Двигайте глазами из стороны в сторону, сначала глядя как можно дальше вправо, затем влево, не двигая головой или телом.

3. Взгляните в правый верхний угол комнаты, затем в нижний ле­вый. Делайте это 10-12 раз. Затем сделайте 10 раз движение глазами из верхнего левого в нижний правый угол комнаты.

4. Представьте себе очень большой обруч. Обведите его глазами 10 раз справа налево. То же сделайте в другом направлении. Не двигайте го­ловой, но вращайте только глазами.

Зажмуривание глаз:

Закройте глаза плотно, как только можно, затем откройте их широ­ко, сделайте это 10 раз. Несколько раз глубоко вдохните, а затем зажмури­вайтесь еще 10 раз.

Литература:

  1. Организация и проведение занятий по физической культуре с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Методическое пособие [Текст] Изд. 2-е, испр. и доп./ Авт.-сост. Е. В. Лопуга, В. Ф. Лопуга – Барнаул: РПФ «Концепт», 2008 –112 с. ISBN 987-7-91556-002-3

Безопасность на дорогах

E-mail Печать PDF

Методы и средства обучения школьников правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах

Лопуга Василий Федорович,

доцент кафедры здоровьесберегающих технологий АКИПКРО

1. Как можно оценить обеспеченность учебного процесса по обучению ПДД?

Практика показывает, что низкая эффективность обучения учащихся основам дорожной безопасности во многом обусловлена отсутствием в общеобразовательных учреждениях научно обоснованных, современных учебно-методической разработок, наглядных, компьютерных средств обучения.

Используемая в настоящее время учебно-методическая литература в значительной степени устарела, не соответствует изменения внесенным в Правила дорожного движения, и современным требованиям организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, рассчитана на стандартный подход к школьникам любого возраста без учета уровня их психического и физического развития.

В учебниках «Окружающий мир» и «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), где есть разделы по Правилам дорожного движения, допущено множество ошибок и противоречий. Кроме учебников, педагоги используют различного рода методические разработки по Правилам дорожного движения.

Анализ имеющейся литературы позволяет сделать вывод о том, что основной акцент в ней делается не столько на опасное (безопасное) поведение учащихся на улицах и дорогах, сколько на увеличение объема знаний с излишней детализацией, например, обустройства дорог, устройства автомобиля, велосипеда, изучения видов перекрестков, дорожной разметки, трудных для осмысления сигналов регулировщика, типов железных дорог, перечня имеющихся дорожных знаков для води­телей и т.д. Такие знания оседают «мертвым грузом» в сознании младших школьни­ков, несмотря на желание авторов заставить их механически заучить и запомнить непонятную им информацию.

2. Какие наиболее часто встречаемые ошибки педагогов при проведении занятий по обучению ПДД?

Педагоги нередко допускают типичные ошибки, давая школьникам неправильные, а иногда и опасные поведенческие установки, связанные, например, с переходом проезжей части дороги, обходом транспорта спереди или сзади, акцентуацией внимания детей только на сигналы трехцветных светофоров для водителей транспорта, объясняют, что по проезжей части нельзя ездить на велосипеде и роликах, а по тротуару можно и т.д.

Есть детские книжки, где еще не умеющих толком читать и писать первоклассников заставляют разбирать сложные схемы алгоритмов действий и отвечать на вопросы по организации дорожного движения с обилием технических терминов.

Используя иллюстративный материал, педагоги показывают детям изображения несуществующих, неправильно окрашенных и не российских дорожных знаков, что вводит детей в заблуждение.

Часто школьники рассматривают картинки по Правилам дорожного движения в стиле веселых и смешных комиксов, они привлекают и развлекают их, но отвлекают от основной задачи - обучения детей умению наблюдать, видеть, понимать и осознавать реальную опасность на улицах и дорогах.

3. В чем специфика обучения ПДД?

Правила дорожного движения регламентируют единый порядок дорожного движения для всех его участников, в том числе и детей. Поэтому ребенок часто воспринимается водителем как «модель» взрослого человека, что нередко и приводит к дорожно-транспортным происшествиям. Однако дети — это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как к взрослым. Дословная трактовка Правил дорожного движения для них неприемлема. Нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной младшим школьникам дорожной лексике, требующей от них абстрактного мышления, затрудняет их обучение и воспитание.

Чтобы адаптировать Правила к детскому восприятию, некоторые педагоги самостоятельно преломляют их на уровень понимания учащихся начальной школы. Большинство же педагогов, не обученных данной дисциплине, этого не делают. Не имея соответствующих методик по обучению дорожной безопасности, они читают детям сказки, загадки, стихи, дают задания раскрасить картинки по Правилам дорожного движения, проводят викторины, игры, конкурсы, театрализованные представления. Такой подход в целом носит познавательный характер, но в полной мере не решает задач обучения и воспитания младших школьников.

Не всегда оправданы популярные книжки со сказочными сюжетами по Правилам дорожного движения, которые дети и воспринимают как сказки без переноса действий героев на свое поведение, что связано с конкретностью их мышления.

Особенности психических процессов ребенка (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь, эмоции), как правило, не учитываются. При этом следует иметь в виду, что даже при запоминании и понимании младшими школьниками правил безопасности наблюдается довольно большое расхождение между полученными знаниями и их фактическим поведением в дорожной среде.

Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки являются достаточно сложным, длительным учебно-воспитательным процессом, требующим специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

4. Какие организационные и содержание моменты профилактической работы с родителями младших школьников необходимо учитывать?

Формирование у младших школьников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах невозможно только в общеобразовательных учреждениях. Необходимо закрепление полученных знаний, умений, навыков, положительных привычек дома, в семье. В этом педагогам должны помогать родители детей, в том числе своим личным примером поведения в дорожной среде.

В процессе профилактической работы с родителями на родительских собраниях педагог показывает таблицы возрастного распределения числа погибших и пострадавших детей-пешеходов и пассажиров.

Обращает внимание родителей на то, что детский дорожно-транспортный травматизм имеет ярко выраженный сезонный и временной характер. Основная часть ДТП регистрируется в период с мая-июня по сентябрь. То есть во время каникул, когда дети остаются без надзора. Педагог напоминает родителям, что они должны знать, где проводят время их дети. Акцентирует внимание на личную ответственность родителей за безопасность своих детей.

Почти половина общего числа ДТП с участием детей приходится на последние дни недели — с пятницы по воскресенье. Педагог подчеркивает, что даже в выходные дни, когда родители дома, дети все равно предоставлены сами себе. Основная часть ДТП происходит в период с 17 до 19 часов.

Самая высокая смертность в ДТП отмечается на неосвещенных участках дорог. Тяжелыми последствиями отличаются ДТП, совершенные в условиях тумана и дождя. Вместе с тем более 75% ДТП происходит в ясную погоду.

5. С какими основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма необходимо ознакомить родителей?

Педагог знакомит родителей с основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма. По официальной статистике это следующие нарушения Правил дорожного движения:

-переход проезжей части дороги в неустановленном месте (вне пешеходного перехода);

-неподчинение сигналам регулирования;

-неожиданный выход на проезжую часть дороги из-за стоящего транспорта, сооружений, зеленых насаждений, других препятствий, закрывающих обзор;

-ходьба вдоль проезжей части при наличии тротуара;

-ходьба вдоль проезжей части дороги по направлению движения транспорта;

-игра вблизи и на проезжей части.

Педагог внушает, убеждает, дает установку родителям, что без сопровождения взрослых дети не должны выходить на проезжую часть дороги с интенсивным движением транспорта. Появление ребенка в сложной дорожной ситуации — предпосылка к ДТП. Чрезмерная самостоятельность первоклассников способствует ДТП, а это всегда следствие родительского недосмотра и халатного отношения к опасностям на улицах и дорогах.

В силу своего возраста младшие школьники не всегда осознают опасность, не знают, что движущаяся машина не может сразу остановиться при их внезапном появлении на проезжей части. Не понимая этого, дети перелезают через ограждения на дорогу, играют вблизи нее, идут на красный или желтый сигнал светофора и т.д.

6. Каковы типичные ошибки в поведении младших школьников?

Педагог раскрывает типичные ошибки в поведении младших школьников:

-выход на проезжую часть дороги из-за стоящих у обочины машин, кустов, деревьев, препятствий и сооружений;

-переход улицы наискосок, а не под прямым углом к проезжей части;

-желание как можно быстрее перебежать дорогу, не глядя по сторонам;

-игры вблизи и на проезжей части;

-катание по дорогам и улицам на роликовых коньках, велосипедах, самокатах, санках и т.д.

7. Какие виды занятий необходимо рекомендовать родителям для обучения детей ПДД?

Педагог советует родителям научить первоклассников различать правую и левую сторону дороги, сравнивать объекты и предметы дорожной среды по величине, длине, ширине, высоте. Определять их место в пространстве: слева, справа, впереди, сзади, выше, ниже. Это развивает способность ориентиро­ваться в дорожных условиях.

Педагог предлагает родителям на прогулках с первоклассником наблюдать, как водитель заводит машину, обратить его внимание на то, что машина движется вперед, назад, разворачивается. В этот момент водитель может не заметить близко стоящего к автомобилю ребенка и наехать на него. Находясь на улице с детьми, необходимо: показывать им, что пешеходы идут по тротуару, придерживаясь стороны подальше от проезжей части; определять, как едут машины (быстро или медленно); учить видеть, что за большим грузовиком может двигаться маленький автомобиль, но с большей скоростью. При этом желательно, чтобы сам ребенок рассказывал, что видит, находя причинно-следственные связи и зависимости.

Например, остановился автобус. Из него вышли пассажиры. Школьник должен посмотреть, как они себя ведут. Самостоятельно сделать вывод, что неправильно поступают те пассажиры, которые обходят транспорт спереди или сзади. Потому что они могут попасть в поток движущихся за автобусом машин. Ребенку задают вопрос:

«А как надо поступать?» Для этого следует показать ему ближайший пешеходный переход и сказать, что именно там нужно переходить дорогу. Если перехода нет, то пересекать проезжую часть можно только в том месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны, где нет разделительной полосы и ограждений.

На улицах и дорогах необходимо обращать внимание детей на освещение, погодные условия, состояние дороги. На прогулке зимой следует объяснять ребенку, что на скользкой дороге машина может заехать на тротуар, остановку маршрутного транспорта. Поэтому надо быть осторожным и внимательным, чтобы успеть вовремя уйти от опасности.

Чтобы у ребенка не появился страх перед дорогой и транспортом, его необходимо научить правильно ориентироваться и сформировать у него привычку всегда соблюдать Правила дорожного движения. При этом не следует запугивать детей опасностями на улицах и дорогах. Страх так же вреден, как неосторожность и беспечность. Педагог обращает внимание родителей на одежду младших школьников. Капюшон, зимняя шапка-ушанка, туго завязанный шарф сковывают движения, ухуд­шают слух, затрудняют повороты головы. Поэтому одежда должна быть удобной.

Педагог советует родителям первоклассника пройти с ним несколько раз весь маршрут, показать места, где надо остановиться, объяснить, куда и как следует смотреть, какие могут быть опасности и как их избежать.

Предлагает родителям в воспитании детей использовать следующие формулы внушения:

-перед тем как выйти на проезжую часть, остановись и скажи себе: «Будь осторожен»;

-никогда не выбегай на дорогу перед приближающимся автомобилем: водитель не может остановить машину сразу;

-перед тем как выйти на проезжую часть, убедись, что слева, справа и сзади, если это перекресток, нет приближающегося транспорта;

-не выходи на дорогу из-за стоящих у тротуара автомобилей или других препятствий, закрывающих обзор;

-выйдя из автобуса, троллейбуса и трамвая, не обходи его спереди или сзади - подожди, пока он отъедет. Найди пешеходный переход, а если поблизости его нет, осмотрись по сторонам и при отсутствии машин переходи дорогу в том ме­сте, где она хорошо видна в обе стороны;

-не выбегай на дорогу, если нет пешеходного перехода. В этом месте водитель не ожидает пешеходов и не может мгновенно остановить автомобиль;

-не выезжай на улицы и дороги на роликовых коньках, велосипеде, самокате, санках;

-не играй в мяч и другие игры рядом с проезжей частью дороги. Для игр есть двор, детская площадка или стадион;

-переходи дорогу только поперек, а не наискосок, иначе ты будешь дольше находиться на ней и можешь попасть под машину;

-никогда не спеши, знай, что бежать по дороге нельзя;

-когда выходишь с другими детьми на проезжую часть, не болтай, сосредоточься и скажи себе и ребятам: «Будьте осторожны».

8. Каковы принципы обучения младших школьников основам безопасности дорожного движения?

Учитывая неравномерность психического и физического развития детей 7-10-летнего возраста, образовательный процесс по основам безопасности дорожного движения должен быть построен на основе дидактических закономерностей: от простого к сложному; от непонимания к пониманию; от частного к общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному.

К дидактическим принципам, которые должны быть реализованы в образовательном процессе, относятся следующие.

Преемственность. Каждая новая ступень обучения младших школьников должна опираться на уже усвоенные ими знания, умения и навыки, полученные в дошкольных учреждениях и от родителей.

Последовательность и постепенность. Знания по основам безопасности дорожного движения следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации с 1 по 4 классы.

Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять школьников начальных классов зазубривать сложные термины, определения, схемы организации дорожного движения, дорожные знаки для водителей и т.д.

Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания учащимися смысла конкретных безопасных действий на улицах и дорогах. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат — осознанно вести себя в реальных дорожных условиях.

Доступность. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную дорожную информацию с детализацией общепринятых определений Правил дорожного движения.

Наглядность. Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам дорожной безопасности необходимы наглядные средства: учебные книжки-тетради с иллюстрированным материалом, плакаты, макеты дорожных знаков, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы, компьютерные игры и т.д.

Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах и транспорте.

9. Какие методы обучения младших школьников основам безопасности дорожного движения рекомендуется использовать в школе?

Метод обучения - это способ деятельности педагога, направленный на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися.

При обучении школьников начальных классов наиболее целесообразны следующие устные методы изложения знаний по основам безопасности дорожного движения: рассказ, рассказ-объяснение, беседа, самостоятельная работа с учебными книжками-тетрадями.

К рассказу педагог обращается, когда нужно сообщить учащимся новые знания, факты, события, т.е. то, что они не могут наблюдать непосредственно.

Например, исторические справки по дорожной тематике. Содержание рассказа должно опираться на имеющийся личный опыт детей, который педагог расширяет и обогащает новыми элементами. В рассказе используются логические приемы сравнения, сопоставления, обобщения. Рассказ, как правило, сопровождается показом иллюстраций, рисунков в учебной книжке-тетради, записью новых слов, понятий, определений.

Рассказ-объяснение необходимо применять, когда нужно раскрыть логическую последовательность, обнаружить зависимость между изучаемым объектом и явлениями в дорожной среде (например, между переходом дороги и зеленым сиг­налом светофора и т.д.). В рассказе-объяснении педагог постоянно дает установку на необходимость больше видеть вокруг, быть внимательными и осторожными.

Так, наблюдая происходящее на улице и дороге, ребенок должен уметь выделить все основные признаки предметов (а не только их цвет, величину), т.е. представить всю картину, событие. Целостное восприятие закрепляется в памяти в виде образов и способствует работе воображения и мышления.

Ребенок должен уметь отделить главное от второстепенного, общее от частного, найти связи и зависимости между предметами, объектами, изображенными на картинках, и сравнить их с реальной дорожной обстановкой, рассказом педагога и объяснением, как надо поступать в конкретном случае.

Рассказ-объяснение педагог использует для совместного с учащимися поиска новых знаний, связанных с прежним опытом. Так, если ребенок знакомится с транспортом, разнообразным по величине, форме, цвету, конструкции, назначению, надо учить его видеть в автобусе, трамвае, грузовой машине нечто общее. Сначала ребенок только «узнает в лицо» в отдельности каждую машину. Поэтому важно рассмотреть, сделать анализ этих предметов. Задача педагога — выделить их существенные признаки. В данном случае это не цвет и величина, а назначение предмета и способ его движения. Анализируя эти признаки, можно сформировать их общее определение - транспорт. Зная этот термин, учащиеся получают опору для восприятия предметов категориями и начинают относить новые предметы и образования к тем или иным понятиям.

Беседа. Этот метод педагог использует, опираясь на уже имеющиеся знания и личный опыт школьников, подводит их с помощью вопросов к пониманию нового учебного материала, углубляет и развивает их знания, умения и навыки.

Если педагог умело ставит вопросы, он побуждает учащихся вспоминать известные им знания о действиях в дорожных условиях путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. В основе беседы - диалог между педагогом и школьниками, он активизирует их мышление.

Беседа может строиться дедуктивно (от известных общих правил к частным заключениям) или индуктивно (от отдельных фактов, понятий к общим выводам). Беседа помогает объединить изучение нового материала с закреплением и проверкой пройденного.

В беседе важно продумывать вопросы. Один из них может быть направлен на факты, примеры опасного поведения, а другой - актуализирует знания и личный опыт учащихся. Вопросы необходимы и для выявления новых связей между поня­тиями, явлениями в дорожной среде.

В беседе педагог должен поддерживать постоянный контакт с учащимися. Для этого их ответы и вопросы следует внимательно выслушивать. Правильные ответы одобрять похвалой, неправильные, неполные - комментировать, поправлять. Можно предложить каждому учащемуся самому найти неточности и ошибки в ответе. И лишь когда тот не сумеет этого сделать, надо призвать на помощь других учащихся.

Так, если ребенка спросить, что нарисовано на картинке, он перечислит изображенные предметы. Но можно задать вопрос иначе: «Что делают пешеходы и во­дители на картинке?» Мысль ребенка направляется на установление связей, действий между ними. Если попросить школьника придумать название для картинки, задача усложнится. Учащийся сопоставляет предметы и их признаки между собой, определяет главное в сюжете и придумывает название.

Правильно сформулированная задача придает мышлению детей направленность на то, что от них требуется. Существенную роль играют установки педагога на запоминание той или иной информации, неоднократное повторение в процессе занятий (по разным темам), например, значимости зеленого сигнала светофора как безопасного, красного — как опасного или правила перехода улиц и дорог (смотрим во все стороны, а затем налево, направо и контролируем обстановку со всех сторон).

Работа с иллюстративным (наглядным) материалом. Это самостоятельная работа учащихся. Они записывают новые слова и дорожные термины, изучают учебный материал, сюжетные картинки и отдельные рисунки, ищут ответы на поставленные вопросы, выполняют задания педагога. Если ребенок самостоятельно рисует, раскрашивает, отгадывает, он лучше запоминает и осмысливает материал. В рекомендуемой авторами литературе (см. список литературы) имеется иллюстративный материал: сюжетные картинки опасных дорожных ситуаций, светофоров, дорог, перекрестков, дорожных знаков и т.д. По ходу занятий педагог обращает внимание учащихся на эти иллюстрации. При этом важно учить осознавать отличительные признаки предметов (автомобиль или автобус).

Рассматривая иллюстрации и слушая рассказ педагога, дети расширяют личные наблюдения за реальным дорожным движением. Это достигается обсуждением действий водителя, пешехода, пассажира. Педагог просит учащихся объяснить, почему они поступают именно так, а не иначе. Ставится вопрос о взаимосвязи меж­ду предметами, объектами, явлениями в дорожной среде. То есть младших школь­ников необходимо постепенно учить оперировать отвлеченными понятиями.

Самостоятельная работа с иллюстративным материалом, сопровождаемая рассказом-объяснением и беседой, развивает произвольное внимание и мышление.

Домашние задания, имеющиеся в предлагаемых для использования книжках-тетрадях, даются с целью привлечь родителей к изучению вместе с детьми правил безопасности дорожного движения, закрепить и обобщить изученное в школе.

Игра. Познавательные игры с детьми проводят преимущественно по правилам. Сначала формируют задание, потом — способ выполнения.

Чаще всего используют игры-упражнения, многократно повторяемые и направленные на формирование умений и навыков безопасно вести себя на улицах и дорогах. Упражнения могут быть индивидуальными и групповыми.

Индивидуальные упражнения применяют для отработки двигательных навыков у малоподвижных детей.

Вводные упражнения предполагают точное воспроизведение тех или иных действий после показа педагогом. Сначала с каждым учащимся отрабатывают элементы действий, потом эти же действия дают последовательно, затем сравнивают с образцом (эталоном).

Тренировочные упражнения имеют целью повторить усвоенные действия для поддержания уже сформировавшихся умений и навыков.

Таким образом, игры-упражнения нужны для развития координации движений в реальной дорожной обстановке. Постепенное усложнение сознательного многократного повторения действий помогает сформировать безопасное поведение учащихся на улицах, дорогах и в транспорте.

Ролевая игра. Она всегда носит эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий. При распределении ролей (водителя, пешехода, пассажира) у учащихся развивается воображение. Они начинают подчиняться определенным правилам, связанным с ролью.

Важно наблюдать за отношением ребенка к роли. В ней поведение ребенка существенно перестраивается. Оно становится произвольным, т.е. контролируется и сопоставляется с эталоном.

Организуя игры, следует иметь в виду, что функция самоконтроля у детей развита слабо. Поэтому ребенку нужна постоянная поддержка педагога и участников игры.

В 3-4 классах в игру можно вводить моделирование дорожных ситуаций для самостоятельного поиска выхода из опасных ситуаций, анализа и оценки ошибочных, неправильных и, наоборот, правильных и безопасных действий. Так, организуя ролевую игру «Водители-пешеходы» педагог дает детям соответствующие установки. Например: «Машины поехали, а пешеходы не успели перейти дорогу. Что делать?»

В игре дети должны понять, что на дороге нельзя метаться: остановись, и машины тебя объедут. Цель — научить ребенка спокойно ориентироваться на проезжей части дороги, если он не успел ее перейти.

Экскурсия. Она проводится для ознакомления с дорожной средой и закрепления учебного материала. Экскурсии могут быть пешие, автобусные и на маршрутном транспорте. Во время остановок педагог обращает внимание учащихся на опасные места вокруг школы, объекты, закрывающие обзор, сезонные изменения дорожных условий; показывает действия пешеходов, водителей и пассажиров, дорожную разметку, дорожные знаки, светофоры и т.д.

Педагог просит детей прислушаться куличным звукам, шумам, сигналам машин, по которым надо уметь различать движущиеся транспортные средства. Важно показать, где нельзя переходить улицы и дороги: вблизи крутых поворотов, при наличии препятствий, ограничивающих обзор дороги; на нерегулируемых перекрестках с интенсив­ным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов и т.д.

На экскурсиях дети приобщаются к дорожной среде, осознают значимость усвоенных знаний, умений, навыков и привычек.



Страница 1 из 2

Навигация: Главная