Федеральный проект "Мониторинг здоровья обучающихся с ОВЗ"


 

Основные направления реализации проекта

E-mail Печать PDF

эмблема дерево3

В 2017 году в 316 образовательных организациях из 19 субъектов РФ стартовал проект Минобрнауки России по созданию здоровьесберегающего пространства в коррекционных школах.

(перечень школ проекта)

Проект заключается во внедрении систем мониторинга здоровья обучающихся с особыми образовательными потребностями за счёт использования аппаратно-программных комплексов российского производства и обмена данными с организациями здравоохранения.

В рамках проекта создан Федеральный центр мониторинга здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а в регионах-участниках – региональные центры, которые обеспечивают рабочее взаимодействие между коррекционными школами, поликлиниками и федеральным центром.

В каждом регионе проект реализазуется на основании программы мероприятий по внедрению ссистемы мониторинга здоровья и здоровьесбеегающих технологий

Перечень мероприятий по реализации проекта в Алтайском крае

Среди задач региональных центров - проведение мероприятий по повышению квалификации руководящих и педагогических работников школ, принимающих участие в проекте, по вопросам реализации программ и технологий здоровьесбережения; оказание методической поддержки школам и проведение региональных мероприятий оздоровительной и профилактической направленности.

Положение о региональном ресурсном центре мониторинга здоровья

В ходе реализации проекта в каждой коррекционной школе должен быть создан кабинет здоровья, с отечественным оборудованием и программными комплексами для скрининга соматического, психического и социального здоровья обучающихся, информационными материалами и обучающими пособиями для формирования здорового образа жизни.

С учётом знаний, полученных педагогами на курсах повышения квалификации, школы, участвующие в проекте, разработают или скорректируют свои адаптированные основные образовательные программы с учётом создания здоровьесберегающей среды и внедрения здоровьесберегающих технологий.

Школы Алтайского края участвующие в проекте:

Обновлено 29.12.2017 12:48

Подготовка специалистов к реализации проекта

E-mail Печать PDF

 В рамках реализации проекта на федеральном  региональном уровнях были проведены курсы повышения квалификации:

1. «Внедрение системы мониторинга здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и здоровьесберегающих технологий», 72 часа

7-16 декабря 2017 года (очно-заочное обучение), АПКиПРО (г. Москва)

250 специалистов Алтайского края (2 - органы управления образованием и региональный ресурный центр, 31- руководящие работники ОУ, 31 - специалисты службы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, 31 - специалисты в области физического воспитания и развития, 62 - учителя начальных классов, 93 - учителя предметных дисциплин)

 

 

2. "Программно-аппаратные технологии с билолгически обратной связью  в специальном и инклюзивном образовании", 32 часа

22-29 декабря 2017 года (очно-заочное обучение) СПбИМИ (г. Санкт-Петербург) 31 медицинский работник ОУ,

 

3. Проектирование программы оказания логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей обучающихся с нарушением речи", 32 часа

22-29 декабря 2017 года (очно-заочное обучение) КГБУ ДПО "АКИПКРО (г. Барнаул), 31 специалист по логопедической помощи ОУ

 

Обновлено 29.12.2017 12:47

Всероссийская конференция «Охрана жизни и здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации»

E-mail Печать PDF


группа Алтайский край
В Ростове-на-Дону 21-22 ноября состоялась I Всероссийская конференция «Охрана жизни и здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации». Организатором конференции являлось Минобрнауки России. В работе конференции приняли участие более 300 человек из семи федеральных округов РФ.

Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Евгений Сильянов в своем выступлении заявил о необходимости интеграции всех направлений работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учеников. «С этой целью Минобрнауки России реализует проект по внедрению в отдельных образовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы, мониторинга здоровья школьников с ОВЗ. Результаты мониторинга школа должна использовать для индивидуализации образовательного маршрута и дозирования учебной нагрузки ребенка по различным предметам», - сказал Сильянов. 

На пленарном заседании Балиной Ларисой Валентиновной, министром общего и профессионального образования Ростовской области был представлен опыт реализации пилотного проекта министерства общего и профессионального образования Ростовской области по созданию единого здоровьесберегающего пространства Донского региона, опыт управления региональной системой здоровьеохранного образования средствами современных информационных технологий, деятельности региональной системы образования по решению задачи создания региональной сети здоровьеохранных образовательных учреждений и опыта их взаимодействия, прошла презентация успешных практик деятельности здоровьеохранных школ регионов РФ по развитию здоровьесберегающей деятельности учреждений системы образования, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, решения вопросов медицинского патронажа деятельности образовательных организаций.

Интерес вызвало выступление В.Р. Кучма - директора НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «НЦЗД» Минздрава России, доктора медицинских наук, профессора, члена-корреспондента РАН (доклад «Здоровьесбережение в образовании: научные основы, современные практики и технологии»).

«Новая физкультура» для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью» - тема выступления Бубновского Сергея Михайловича, доктора медицинских наук, основателя современной кинезитерапии. Во время выступления были предложены технологии, методы и средства организации двигательной активности детей с ОВЗ.

Нормативно-правовые и методологические основы охраны здоровья школьников с ограниченными возможностями здоровья были представлены в докладе Габер Ирины Владимировны, зав кафедрой охраны здоровья и ОБЖ Новосибирский ИПКРО.

 

АлIMG-20171126-WA0001тайский край на пленарном заседании представлял Лопуга Василий Федорович, руководитель регионального ресурсного центра мониторинга здоровья обучающихся КГБУ ДПО АКИПКРО. В своем выступлении Василий Федорович представил региональную модель внедрения системы мониторинга и здоровьесбьерегающей деятельности.

Во время посещения образовательных учреждений участники конференции смогли провести визуально-динамический анализ условий реализации адаптированных образовательных программ, эффективность внедрения информационной системы «Наша школа здоровья» Ростовской области, пообщаться с коллегами, оценить возможности аппаратно-программного комплекса для скрининг-диагностики здоровья.


Обновлено 29.12.2017 12:48

I Всероссийский конкрс "Школа - территория здоровья

E-mail Печать PDF

FINAL logo blue txt
22 декабря 2017 года завершился Всероссийский конкурс «Школа-территория здоровья». Особенностью является то, что
в конкурсе принимали участие отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

 Конкурс проводился по номинациям:

1.  Лучшая организация здоровьесберегающего образовательного процесса и среды в коррекционной школе;

2. Лучшая     образовательная программа в сфере обеспечения охраны здоровья и формирования культуры здорового образа жизни обучающихся с ОВЗ;

3. Лучший конспект урока/учебного занятия с применением здоровьесберегающих технологий.

Положение о конкурсе

На заочный тур конкурса от школ Алтайского края было подано 20 заявок. Всего на заочный этапа поступило 492 заявки от школ России. По итогам заочного этапа в финал конкурса вышли:

- КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №6»,

- КГБОУ «Кокшинская общеобразовательная школа-интернат»,

- КГБОУ «Павловская общеобразовательная школа - интернат».

На финале конкурса 18 школ из разных регионов Российской Федерации представляли свои конкурсные работы по здоровьесберегающей деятельности с детьми с ОВЗ.

По итогам конкурса:

 sheikina

 

- в номинации "Лучшая организация здоровьесберегающего образовательного процесса и среды в коррекционной школе" лауреатом стала КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №6» (проект защищала Шейкина Татьяна Леонидовна, зам.директора),

 

 

 

 

 

litvinenko

 

 

- в номинации "Лучший конспект урока/учебного занятия с применением здоровьесберегающих технологий" лауреатом стала КГБОУ «Кокшинская общеобразовательная школа-интернат» (проект защищала Литвиненко Любовь Александровна, педагог школы).

 

 

 

 

 

diykonova

в номинации "Лучший конспект урока/учебного занятия с применением здоровьесберегающих технологий" также было отмечено выступление Дьяконовой Марины Вениаминовны, учителя швейного дела высшей квалификационной категории КГБОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Павловская общеобразовательная школа–интернат» с темой «Здоровьесберегающие технологии на уроках профессионально-трудового обучения»

 

 

Лауреаты и победители получили дипломы Всероссийского конкурса "Школа - территория здоровья" и ценные подарки. Конкурс проводился в рамках реализации Федерального проекта по внедрению системы мониторинга здоровья обучающихся с ОВЗ и здоровьесберегающих технологий.

Научно-методическое сопровождение участников конкурса от Алтайского края осуществлял региональнальный ресурный центр мониторинга здоровья обучающихся, созданный в рамках проекта в  КГБУ ДПО АКИПКРО.

Обновлено 29.12.2017 12:47

Методика организации и проведения мониторинга здоровья

E-mail Печать PDF

Организация и проведения мониторинга здоровья обучающихся


           Данные методические рекомендации составлены в соответствии с методическими указаниями Федерального центра мониторинга здоровья обучающихся Министерства образования и науки Российской Федерации, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук.

Термины и определения.

Мониторинг – специально организованное систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза.
Информационная система – человеко-машинная система для сбора, хранения, накопления, поиска, передачи, обработки информации с использованием вычислительной техники, компьютерных информационных сетей, средств и каналов связи.
Информационная система мониторинга (ИСМ) – информационная система, предназначенная для проведения мониторинга.

Участники процесса мониторинга – физические лица, организации, взаимодействующие с ИСМ.

Программное обеспечение ИСМ – комплекс программных средств, обеспечивающих сбор, обработку и представление данных мониторинга.

Пользователь ИСМ – физическое лицо, непосредственно работающее с программным обеспечением ИСМ.

Подсистема программного обеспечения ИСМ – часть программного обеспечения, которая устанавливается у соответствующего ее функциям пользователя ИСМ.

           
Схема информационного взаимодействия ИСМ здоровья обучающихся с ОВЗ

Организациями участниками процесса мониторинга являются образовательные учреждения, в которых установлено оборудование, предназначенное для скрининг-диагностики состояния здоровья обучающихся (31 общеобразовательное учреждение Алтайского края), лечебно-профилактические учреждения Алтайского края и региональный оператор Мониторинга здоровья обучающихся с ОВЗ (КГБУ ДПО Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования).

        В каждом образовательном учреждении установлено программное обеспечение для работы с данными аппаратно-программных комплексов по оценке физического и психического здоровья обучающихся, соответствующее роли этого учреждения в данной системе. Все данные с программного обеспечения передаются в региональный ресурный центр мониторинга здоровья обучающихся, расположенный в КГБУ ДПО АКИПКРО. Пользователи программного обеспечения ИСМ здоровья школьников должны проходить авторизацию в соответствующих подсистемах и иметь доступ только к соответствующей их привилегиям информации. Данные для авторизации (логин и пароль) передаются в электронном виде по электронной почте всем пользователям (школам) Администратором системы. В соглашении между сторонами мониторинга указывается обязательство сторон о неразглашении данных о входе в систему.

Функции организаций процесса мониторинга здоровья обучающихся.

Образовательные учреждения

В процессе мониторинга здоровья обучающихся участвуют кабинеты здоровья образовательных учреждений, в которых установлен оборудование для скрининг-диагностики состояния здоровья обучающихся. Физические лица участников процесса мониторинга, относящихся к образовательному учреждению, делятся на пять категорий: обучающиеся, руководители кабинетов здоровья, медицинские работники, специалисты психолого-педагогического сопровождения, специалисты по физическому воспитанию.

Обучающиеся – учащиеся 1-11 классов образовательного учреждения, являющиеся объектом мониторинга, по которому собираются данные и показатели.

Руководитель кабинета здоровья – обеспечивает условия проведения мониторинга здоровья, взаимодействие специалистов образовательного учреждения, передачу данных в региональный ресурсный центр мониторинга здоровья обучающихся.

Медицинские работники – медицинские работники лечебно-профилактического учреждения, за которым закреплено данное школьное учреждение, или работающие в образовательном учреждении на постоянной основе. Функции, выполняемые медицинским работником:

-         занесение данных физического развития обучающихся;

-         занесение данных общей заболеваемости;

-         занесение данных, касающиеся физиологических показателей обучающихся;

-         занесение данных принадлежности школьника к одной из пяти групп здоровья;

-         подготовка данных и показателей состояния здоровья обучающихся для передачи в региональный ресурсный центр и лечебно-профилактическое учреждение.

Специалисты психолого-педагогического сопровождения:

-         занесение данных психического развития обучающихся;

-         занесение данных логопедического статуса;

-         занесение данных, касающиеся дефектологических показателей обучающихся;

-         подготовка заключения медико-психолого-педагогической комиссии;

-         подготовка данных и показателей обучающихся для передачи в региональный ресурсный центр и лечебно-профилактическое учреждение.

Специалист по физическому воспитанию – является пользователем программного обеспечения ИСМ. Функцией, выполняемой специалистом по физическому воспитанию, является проведение тестовых упражнений со обучающимися и подготовка данных и показателей обучающихся для передачи в региональный ресурсный центр и лечебно-профилактическое учреждение

Педагоги и воспитатели не является пользователями программного обеспечения ИСМ. Функцией, выполняемой ими, является проведение анкетирования обучающихся и родителей, наблюдение в процессе обучения и воспитания за текущим состоянием здоровья, взаимодействие с руководителем кабинета здоровья, медицинским работников, специалистами психолого-педагогического сопровождения по вопросам обеспечения здоровья обучающихся.


Региональный оператор - Ресурсный центр мониторинга здоровья обучающихся

Ресурсный центр мониторинга здоровья является пользователем информационной системы мониторинга здоровья с правами администратора системы

Функции, выполняемые администратором системы:

-        ведение справочной информации;

-        ведение учетных записей пользователей ИСМ состояния здоровья обучающихся;

-        администрирование единой базы данных ИСМ;

-        обслуживание серверного оборудования ИСМ;

-        анализ полученных данных от образовательных учреждений;

-        подготовка и передача данных мониторинга в Федеральную единую информационную систему;

-        предоставление информационных и аналитических сведений Министерству образования и науки Алтайского края.

Роли администратора системы и администратора базы данных выполняют сотрудники КГБУ ДПО АКИПКРО.

 

Министерство образования и науки Алтайского края

Физические лица участники процесса мониторинга, относящиеся к министерству образования и науки являются пользователями системы мониторинга с возможностью входа и доступа к получению данных, предоставляемых образовательных учреждений без права редактирования программного обеспечения ИСМ и данных. Функцией, выполняемой данным пользователем, является получение необходимой отчетности из данной ИСМ.

Индикаторы и показатели данных мониторинга здоровья обучающихся

 

Субъекты

Индикаторы первого уровня (объекты)

Индикаторы второго уровня

Индикаторы третьего уровня

Показатели

учащийся

Соматический
аспект
здоровья
учащихся

Индикаторы
физического
развития

Соматотип и гармоничность физического развития

Антропометрические и соматометрические показатели (рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких и т.п.)

   

Индикаторы
острой
заболеваемости

Острая заболеваемость

Количество пропущенных по болезни дней, количество острых заболеваний в течение учебного года и т.п.

   

Индикаторы
хронической
заболеваемости

  • Группа здоровья
  • Медицинская группа
  • Диспансерный учет
  • Хронические болезни
 
 

Физический
аспект
здоровья
учащихся

Индикаторы
физической
подготовленности

Физическая
подготовленность

Уровень по результатам двигательных тестов

 

Психический
аспект
здоровья
учащихся

Индикаторы
функциональной
напряженности

Школьная мотивация

Уровень по результатам тестирования учащихся (воспитанников)

 

Психоэмоциональная

напряженность

Уровень по результатам тестирования учащихся, родителей, педагогов

       

Уровень на основании субъективной оценки учащихся

Учащийся

Социальный и
нравственный
аспект
здоровья
учащихся

Индикаторы
семейного
благополучия

Полноценность семьи

Наличие основных членов семьи

 

Образование родителей

Наличие высшего или среднего специального образования у родителей

   

Достаток семьи

Субъективная оценка учащихся и родителей

   

Индикаторы образа жизни

Бытовые условия

Наличие собственного жилья у семьи,
отдельного помещения у учащегося

       

Наличие необходимого оборудования для занятий, в том числе компьютера

     

Питание

Ежедневное употребление основных продуктов (мясных, молочных, овощей и фруктов и т.п.)

       

Отсутствие или наличие нарушений режима питания (отсутствие завтрака, питания в школе, нерегулярное питание и т.п.)

     

Режим дня

Соответствие продолжительности отдельных компонентов режима дня гигиеническим нормативам

   

Индикаторы
социального риска

Наркогенное заражение
окружения

Количество близких сверстников, употребляющих психоактивные вещества (никотин, алкоголь, наркотики)

Учащийся

Социальный и
нравственный
аспект
здоровья
учащихся

Индикаторы
готовности к
здоровому
образу жизни

Готовность к здоровому образу жизни

Адекватная оценка своего здоровья

 

Понимание зависимости здоровья от образа жизни

   

Наличие деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих

   

Индикаторы
двигательной
активности

Двигательная
учебная  и внеучебная нагрузка

Суммарная продолжительность и рзнообразие форм учебной динамической нагрузки в течение дня
       
     

мотивация к двигательной активности

Отношение к урокам физкультуры,

отношение к подвижным играм,

отношение к танцам, занятиям кружках

Класс

Условия
образовательной
деятельности

Индикаторы образовательного процесса

Содержание
образовательной
программы

Наличие инновационных изменений содержания образования (профильное обучение, инновационные УМК и т.п.)

   

Учебная нагрузка

Суммарная продолжительность учебных занятий

     

Режим учебных занятий

Соответствие балльной оценки расписания уроков гигиеническим нормативам

   

Индикаторы
здоровьесозидающей
деятельности в классе

Здоровьесозидающие
мероприятия

Наличие мероприятий медицинской, физкультурной, педагогической направленности

Общеобра-
зовательное
учреждение

Условия
образовательной
деятельности

Индикаторы учебно-материальной базы

Общая инфраструктура

Количество и состояние зданий, наличие ремонта

 

Организация питания

Наличие столовой

     

Наличие оборудования, позволяющего готовить еду в школе (холодильник, плита и т.п.)

       

Количество учащихся, получающих горячее питание в школе

       

Горячая пища

   

Индикаторы
физкультурно-оздоровительных
ресурсов

Физкультурно-
оздоровительное
оборудование

Наличие необходимой инфраструктуры (спортзал, школьный стадион)

   

Наличие дополнительной инфраструктуры (тренажерный зал, бассейн, кабинет ЛФК и т.п.)

   

Индикаторы ресурсов
медицинской профилактики

Медицинское оборудование

Наличие необходимой инфраструктуры (медицинский кабинет)

   

Наличие дополнительной инфраструктуры (зубоврачебный кабинет, кабинет физиотерапии, массажа, солярий, кабинет БОС и т.п.)

   

Индикаторы
информационных
ресурсов

Компьютерная инфраструктура и оборудование

Наличие ресурсов для информационного обеспечения деятельности службы здоровья (компьютерный класс, широкополосный Интернет и т.п.)

Общеобра-
зовательное
учреждение

Условия
образовательной
деятельности

Индикаторы
контингента учащихся

Благополучие
контингента учащихся

Количество «социально неблагополучных» учащихся (состоящих на учете, получающих пособия и т.п.)

   

Индикаторы
кадровых ресурсов

Кадровый потенциал педагогического коллектива

Степень квалификация педколлектива (количество педагогов с высшим педагогическим образованием, педагогическим стажем)

       

Степень благополучия социальных характеристик (возраст, текучесть кадров)

     

Кадровый потенциал
специалистов,
обеспечивающих
деятельность
Службы здоровья

Количество медработников

Количество специалистов сопровождения (социальный педагог, психолог, валеолог, коррекционный педагог и т.п.)

     

Количество учителей физвоспитания

       

Количество педагогов дополнительного образования (руководители кружков, секций и т.п.)

       

Количество педагогов группы поддержки (учителя биологии, ОБЖ, технологии и т.п.)

Обновлено 29.12.2017 12:43
Навигация: Федеральный проект "Мониторинг здоровья детей с ОВЗ"